Литература

Онлайн-выставка «Осип Мандельштам. Мальчишка-океан»

Compressed file

Представляем вашему вниманию-онлайн выставку «Осип Мандельштам. Мальчишка-океан» Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, посвященная 130-летию поэта. Языком музейной экспозиции она рассказывает о жизни поэта, его литературном пути, но прежде всего — о поэтике его произведений и разных творческих периодах в судьбе автора.

О.Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве, однако вскоре его семья переехала в Санкт-Петербург. После окончания Тенишевского училища в 1907 году он провёл несколько месяцев в Париже, где учился в Сорбонне на факультете словесности, жил в Латинском квартале и создавал свои первые стихотворения. К 1920 году Мандельштам стал уже известным поэтом, но потерял ориентиры в новом, послереволюционном мире. Его ранимость и душевная чуткость обернулась нервными болезнями, поэтический дар и метафорическая глубина стихов стали основанием для обвинений в «несовременности», а стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» привело к долгой опале, завершившейся смертью поэта.

Выставка, представленная в Музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева,  готовилась в течение почти двух лет и состоит она из трёх элементов: экспонаты, воплощение и идея — отразить сюжет жизни поэта через трансформирующееся Слово. Героями проекта в равной степени становятся сам Мандельштам и его поэзия. Чтобы понять художественный текст, читатель должен зайти за спину автора, погрузиться в контекст его времени, судьбы и переживаний, ненадолго почти стать им. К этому переживанию поэзии с точки зрения другого человека, самого поэта, и подводит выставка.

Экспонаты выставки «Осип Мандельштам. Мальчишка-океан». Рассказывает Александра Струкова

Каждый зал создаёт особую атмосферу: пройти под рёбрами готического собора-кита и ощутить, как природное и рукотворное сталкиваются и противоборствуют в сознании юного Мандельштама; попасть в самый центр стихотворного текста, чтобы разобраться в переплетении нитей-ассоциаций, противоречивых, абсурдных, порождающих вопросы; оказаться в комнате для допросов и почувствовать, как давят серые стены и устают глаза при тусклых лампах; и, наконец, пройти сквозь темноту лабиринта, чтобы выйти на свет.

Экспонаты выставки «Осип Мандельштам. Мальчишка-океан». Рассказывает Ирина Шуманова

Выставка «Осип Мандельштам. Мальчишка-океан» смогла случиться только благодаря совместной работе сразу четырёх партнёров: в проекте Музея истории Дальнего Востока приняли участие Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Государственная Третьяковская галерея и Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Сборники и списки мандельштамовских произведений, копии автографов стихов составляют саму ткань выставки, в которую органично вплетаются, инкрустируя её, художественные полотна — портреты, зарисовки, городские пейзажи.

Российский центр науки и культуры по договоренности с Музеем истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева также решил представить эту необычную фотовыставку зарубежной аудитории. Приятного просмотра!

Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file