Культура

К 105-й годовщине со дня рождения Георгия Свиридова

Compressed file

Сто пять лет – не юбилей. Но 105 лет со дня рождения Георгия Свиридова, исполняющиеся 16 декабря, – это повод вспомнить великого русского композитора XX века, большая часть жизни которого пришлась на советский период.

Свиридов родился в 1915 году в Фатеже Курской губернии, в семье почтового служащего и учительницы, вышедших из крестьянского сословия. Страсть к музыке и систематическое музыкальное образование сочетались в его жизни с тем, что детство и юность его проходили в окружении живой, не уничтоженной еще народной и церковной певческой культуры. Фольклорную и духовную мелодику, возведенную в степень его огромного музыкального дарования и оснащенную изысканной композиторской техникой, Свиридов пронес через все свое творчество.

В Ленинградской консерватории он учился у другого русского музыкального гения XX века – Дмитрия Шостаковича, и первоначально испывал его сильное влияние. Но потом от этого влияния он освободился, создав глубоко индивидуальный стиль и проторив собственный путь в искусстве. Многие ему этого не простили.

Свиридовым написаны прекрасные инструментальные произведения. Но все же главное, что отличает его творчество, - это обращение к человеческому голосу и поэтическому слову, - как в сольных произведениях, так и особенно в хорах, кантатах и ораториях. Сегодня трудно себе представить, что классические его романсы на стихи Пушкина «Подъезжая под Ижоры» или «Роняет лес багряный свой убор» написаны композитором, которому не исполнилось еще и 20 лет. А его «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956), «Патетическая оратория» на стихи Владимира Маяковского (1959) и «Курские песни» (1964) стали настоящими вехами в русской музыке. Есть и такие его вещи, которые известны буквально каждому россиянину – достаточно всомнить Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» или тему «Время, вперед», с которой уже более 50 лет начинается главная новостная программа на советском, а затем российском телевидении.

Compressed file

Жизненный и творческий путь композитора не был простым. Его отличал особый взгляд на общественные процессы. «Я очень одинок. В музыкальной жизни пахнет псиной, мафией, интригами. … Мне завидуют, меня не любят и не понимают», - писал он об окружающей действительности. Будучи разносторонней личностью, Свиридов призывал отказаться от снобистского  подхода к музыкальному искусству: «И однако современная музыка, даже плохая, даже примитивная в худшем смысле слова, даже неприятная многим из нас, - все равно отражает время, его страсти, его эгоизм, его атеизм, его движение к концу света. А потому она, эта музыка, достойна внимания и изучения».

Из-за тесной связи с поэтическим словом и глубокой национальной природы музыка Свиридова не так хорошо известна за пределами России. Однако, согласно архиву концертов австрийского Музикферайна, уже с 1973 года отдельные произведения Свиридова звучали в этом зале, но прежде всего симфонические. В 80 и 90-е годы не раз исполнял Свиридова и в Австрии, и в других странах Европы выдающийся бас Евгений Нестеренко, много работавший со Свиридовым, а последние годы живущий в Вене. Об этом он пишет в своей книге «Записки русского баса», содержащей подробные рассказы о встречах с композитором. Исполнял романсы Свиридова в Вене и Дмитрий Хворостовский – последний из певцов, которому Свиридов лично доверил свои произведения, с которыми работал сам. Но важно и то, что в последние годы его музыка исполняется в Австрии уже теми, кто воспринимает ее не как нечто, переданное им в руки композитором, а как просто классику.  Два года назад выдающаяся оперная певица наших дней Красимира Стоянова включила романсы Свиридова в свой почетный сольный концерт на сцене Венской государственной оперы, а украинский баритон Андрей Бондаренко пел цикл «Отчалившая Русь» на стихи Есенина в Концертхаусе.

Звучит Свиридов и в Российском центре науки и культуры в Вене – на наших концертах романсы Свиридова исполняли Елена Белкина и Игорь Онищенко, а один из хоров Свиридова – в постоянном репертуаре Венского русского хора при РЦНК.

Нестеренко, который убежденно называет Свиридова последним гением русской музыки, приводит замечательные слова композитора, сказанные певцу: «Когда я вижу друзей моей музыки – лучшей части меня самого (сам я гораздо хуже своей музыки) – становится легче.»

Радостно сознавать, что сегодня, почти через 23 года после смерти композитора, круг друзей его музыки только ширится.

Предлагаем вам послушать «Русскую песню» Свиридова в исполнении друзей Российского центра науки и культуры в Вене, лауреатов международных конкурсов Илоны Револьской и Александра Панфилова, которые нашли время между репетициями и телевизионными съемками в венском Театр-ан-дер-Вин и Оперном театре Линца, чтобы специально по случаю дня рождения Георгия Васильевича Свиридова записать в концертном зале РЦНК его произведение.

К 105-летию Георгия Свиридова. "Русская песня" Исполняют Илона Револьская и Александр Панфилов.