Культура

К 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена

Compressed file

Уходящий 2020 год должен был стать годом Бетховена – столь много культурных событий в Австрии, других странах Европы и мира было запланировано в связи с 250-летием со дня рождения Людвига ван Бетховена. И не вина великого композитора в том, что этот год стал годом пандемии, чрезвычайно болезненно отразившейся на культурной жизни.

Итак, 17 декабря 1770 года, ровно 250 лет назад, Людвиг ван Бетховен был крещен в Бонне. А поскольку дата его рождения неизвестна, 17 декабря можно считать собственно днем юбилея. И не вспомнить юбилей Бетховена Российский центр науки и культуры в Австрии просто не может – слишком многое связывает этого гения, большая часть жизни которого прошла в Вене и ее окрестностях, с Россией, - как при жизни, так в последующее время.

Нет, Бетховен в России не бывал, хоть и собирался. Но еще в юности в Бонне он дружил с семьей российского дипломата Ивана Фациуса. После переезда в Вену его первым меценатом и настоящим другом стал обрусевший ирландец граф Иван Юрьевич Броун-Камус. В результате ему и его жене Анне Маргарете оказались посвященными несколько ранних сонат Бетховена (Op. 10).

Но самую заметную роль в жизни и творчестве Бетховена сыграл выдающийся российский дипломат, граф, а впоследствии светлейший князь Андрей Кириллович Разумовский, дважды занимавший пост посла Российской Империи в Вене, а в промежутках бывший и влиятельнейшим частным лицом, и личным представителем императора. И если сейчас дворец Разумовского со всех сторон окружен доходными домами в третьем районе Вены, то в начале XIX века это была одна из роскошнейших резиденций венских пригородов, окруженная огромным парком, прямо напротив расположенного на другом берегу ныне Дунайского канала императорского Пратера. Здесь давались самые богатые в Вене балы и устраивались фейерверки, за которые хозяина прозвали «эрцгерцог Андрей». 

Compressed file Compressed file Compressed file

Но здесь же не раз бывал и Бетховен, здесь сам Разумовский играл на скрипке и здесь содержавшийся им лучший квартет тогдашней Вены исполнял еще ранее, в 1805-1806 годах написанные Бетховеном по заказу Разумовского квартеты Op. 59. Кстати, Разумовскому и графу Лобковицу вместе посвящены и 5-я и 6-я симфонии Бетховена – вероятно, потому, что оба мецената поддерживали его во время работы над этими шедеврами. Квартеты же Op. 59, именуемые «русскими» или «квартетами Разумовского», знаменательны еще и тем, что в них использованы темы русских народных песен.

Позже, в 1822 году, к Бетховену обратился еще один русский аристократ, князь Николай Голицын, и заказал ему еще три квартета. Таким образом, из 16 квартетов Бетховена 6 написаны по заказу русских меценатов. Голицын же, который не бывал в Вене и лишь переписывался с Бетховеном, организовал и премьеру Торжественной мессы (Missa Solemnis) Бетховена в Петербурге 1824 году. Есть у Бетховена посвящения и императору Александру I. И если мы не знаем, встречался ли композитор с самим царем, жившим в Вене 7 месяцев во время Венского конгресса, то императрица Елизавета Алексеевна бывала и на концертах Бетховена, и на исполнении его единственной оперы «Фиделио», неизменно отправляя композитору щедрые вознаграждения.

Прожив в Вене большую часть жизни, здесь же Бетховен и окончил свое земное существование в 1827 году. К его могиле на Центральном кладбище Вены постоянно приходят люди, в том числе и многочисленные россияне.

Compressed file

Наследие Бетховена также особенно прижилось в России. Практически все русские композиторы второй половины XIX века находились под огромным влиянием Бетховена, по существу отсчитывали от него европейскую музыку своего века. Написав повесть «Крейцерова соната», Лев Толстой по существу включил Бетховена уже и в канон русской литературы. А в советское время особое положение Бетховена в пантеоне мировой музыки стало чуть ли не частью официальной идеологии как следствие особого отношения к Бетховену со стороны Ленина. Поэтому не стоит удивляться тому, что и концертный зал в Большом театре в Москве носит имя Бетховена, и старейший и авторитетнейший струнный квартет в СССР, просуществовавший 70 лет, носил имя Бетховена.

Эти русско-австрийские связи «через Бетховена» живы и сегодня: Большой симфонический оркестр имени Чайковского провел в уходящем году специальный фестиваль «Бетховен и Чайковский», телеканал «Россия-Культура» сделал всю текущую неделю посвященной юбилею Бетховену и демонстрирует исполнения его произведений ведущими музыкантами и музыкальными коллективами мира, включая и Венский филармонический оркестр. А в объявленном на днях исполнении Торжественной мессы на следующем Зальцбургском фестивале трое из четырех солистов -- россияне.

По случаю 250-летия Бетховена предлагаем вам послушать один из «русских квартетов» Бетховена – No. 8, ми минор, в исполнении венского квартета имени Альбана Берга и поискать в нем русскую тему «Слава», которую мы знаем и по хору «Уж как на небе солнцу красному слава» из оперы Мусоргского «Борис Годунов», и как тему Ивана Грозного из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», и по его же увертюре на три русские темы.