Культура

Лекция «Политика в русской опере»

Compressed file

В четверг 28 января, в рамках цикла встреч с экспертами «Венские беседы», Российский центр науки и культуры в Вене провел вторую онлайн-лекцию профессора Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных Дины Кирнарской на тему «Политика в русской опере». На сей раз речь шла об опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов».

РЦНК в Вене и РАМ имени Гнесиных связывают давние узы сотрудничества. Преподаватели и студенты Академии музыки не раз с большим успехом выступали в стенах Российского центра науки и культуры, представляя при этом различные музыкальные жанры и направления – вокальную и инструментальную, академическую, народную и джазовую музыку. В условиях локдауна партнерство вылилось в серию лекций, которые в режиме онлайн читают для аудитории РЦНК читают специалисты-музыковеды из РАМ им. Гнесиных.

Дина Константиновна Кирнарская – не только профессор РАМ, но и регулярный комментатор на российских федеральных телевизионных каналах. Она имеет  две докторские степени - по искусствоведению и психологии, поэтому лекция, как и предыдущая проходила на стыке музыки, психологии и политической философии. По мнению Кирнарской, русское общество в XIX веке осозновало себя не столько даже через литературу, сколько через оперу, которая была демократическим жанром. Оперные театры посещали все слои образованного русского общества.

Если первая лекция в конце минувшего года была посвящена опере М.И. Глинки «Жизнь за царя», то во второй лекции Кирнарская сконцентрировалась на «Борисе Годунове» Мусоргского. Этот великий русский композитор-новатор, который сам был еще и прекрасным литератором, размышлял прежде всего о движении народных масс, революционных настроениях и отношениях власти и народа – одной из главных тем русского искусства, сказала Кирнарская. Она назвала лекцию «Трагедия транзита: русский бунт».

Compressed file

Кирнарская описала на примере оперы как постоянно присутствуют в русской жизни соотношения Россия-Запад, либералы-консерваторы, так и сделала особый акцент на том, как Мусоргский представил народный бунт в сцене под Кромами. Она провела параллель с характеристиками революционной ситуации и пришла к выводу, что, несмотря на попытки применения революционных ожиданий к современной ситуации в России, сегодня в стране отсутствуют условия для революции.

Аудитория заинтересованно реагировала на интригующую подачу материала, были заданы вопросы. Лекция будет доступна в записи на информационных ресурсах РЦНК.

Compressed file