Культура

Лекция «Буквенные и цифровые коды в музыке Альфреда Шнитке» в РЦНК в Вене

Compressed file

В рамках цикла встреч с экспертами «Венские беседы» Российский центр науки и культуры в Вене 15 декабря, провел онлайн-лекцию доктора искусствоведения, профессора Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных Татьяны Владимировны Цареградской на тему «Буквенные и цифровые коды в музыке Альфреда Шнитке».

Compressed file

Татьяна Владимировна Цареградская работает в Российской академии музыки имени Гнесиных с 1985 года. Она является членом двух диссертационных Советов (РАМ им. Гнесиных и ГИИ), более 12 лет руководит отделом международных связей РАМ им. Гнесиных, является членом правления Российского общества теории музыки.

Научно-исследовательская деятельность Татьяны Цареградской представлена различными публикациями (монографии, статьи), учебно-методическими разработками, докладами на всероссийских и международных конференциях. Сфера научных интересов – новейшая музыка в различных проявлениях: от академического авангарда и пост-авангарда до массовой музыкальной культуры.

Именно поэтому в этот раз речь шла о новой и даже новейшей музыке – творчестве крупного композитора XX века Альфреда Гарриевича Шнитке.

Музыкальное искусство тесно переплетено с искусством слова и с математическими символами. И античные, и средневековые философы представляли себе музыкальные интервалы в виде математических пропорций.

Российские композиторы ХХ века тоже не остались в стороне от использования цифровых и буквенных кодов: в музыке Мясковского, Шостаковича, Щедрина встречаются зашифрованные посвящения и монограммы, даже целые фразы. Альфред Шнитке был особенно склонен к использованию шифров и сам писал об этом. В целом ряде его сочинений мы встречаем особый содержательный слой – зашифрованные сообщения и обращения к своим друзьям; для композитора это имело особый, нередко мистический смысл.

Отдельный аспект выступления профессора был посвящен творческой биографии Шнитке. В частности, говорилось о роли Австрии и Вены (где он жил с семьей в 1946-48 годы) в формировании его как личности. В австрийской столице произошло его «вхождение в музыку».

Лекция будет доступна в записи на информационных ресурсах РЦНК.

Compressed file Compressed file Compressed file